Портфолио



Самопрезентация
http://youtu.be/KoODY3rT67g




Образование

ГУО"Гродненский государственный университет имени 

Янки Купалы" (1997-2002)

Специальность: "Русский язык 

и литература"
 со специализацией "Риторика"

Квалификация: Филолог. 

Преподаватель русского языка

и литературы и риторики 

Аспирантура при ГУО 

"Гродненский государственный

университет имени Янки 

Купалы" (2002-2005)



Стаж работы: 12 лет


Квалификационная категория первая







Награждения


2012 год - Грамота управления

образования Новогрудского райисполкома

2014 год - Грамота отдела образования

Новогрудского райисполкома

2014 год- Грамота управления образования

Гродненског облисполкома

2015 год - Грамота Новогрудской районной

организации белорусского 

профессионального союза 

работников 
образования и науки


















Систематичность повышения квалификации:

2011 год - авторский семинар Ш. А. Амонашвилли в ГУО "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы"
2012 год - "Современный урок русского языка и литературы" в ГУО "Академия последипломного образования"
2014 год - повышение квалификации участников областного этапа конкурса "Учитель года Республики Беларусь" в ГУО "Гродненский областной институт развития образования

Участие в проведении мастер-классов, 
круглых столов, конференций

2014 год -  мастер-класс «Создание и использование интерактивных заданий на учебных занятиях по русскому языку и литературе» (районное методическое объединение учителей русского языка и литературы)  
2014 год - мастер-класс " Использование ресурсов WEB 2.0 для создания интерактивных заданий" (раонный методический фестиваль) 
2014 год - "Использование блога в образовательном процессе" (заседание совета по информатизации Новогрудского района)




Индивидуальные  достижения   
учащихся



   Год
Название конкурса, олимпиады, конференции и т.д.
Уровень (район, область, республика)
ФИО ученика
Класс
Результат (участник, место, тема работы
    2011
Конкурс сочинений «Морское братство»
Область
Беляева В.
8 «В»
I место
    2011
Конкурс сочинений «Морское братство»
Международный
Беляева В.
8 «В»
I место
    2012
Конкурс сочинений на пожарную тему
Район
Кривицкая В.
8 «Б»
I место
    2012
Конкурс сочинений «Вера в моем сердце»
Республика
Беляева В.
8 «В»
Победитель
     2012
Конкурс сочинений, посвященный 200-летию Полоцка
Район
Беляева В.
8 «В»
 Победитель (I место)
     2012
Олимпиада по русскому языку
Район
Беляева В.
8 «В»
3 место, диплом III степени
    2012
«Почитайка»

Бабко А
Лахач Л.
6 «Б»
6 «Б»
I место
III место
     2013
Районная научно-практическая конференция
Район
Кривицкая  В.
9 «Б»
I мест
2013
«Почитайка»

Лахач Л.
6 «Б»
I место

    2013
Олимпиада по русскому языку и литературе
Район
Фалейчик Г.
9 «А»
3 место, диплом 3 степени
    2014
Олимпиада по русскому языку и литературе
Район
Лычиц Анна
5 «Б»
1 место
    2014               
Олимпиада по русскому языку и литературе
Район
Евдокимова Валерия
5 «Б»

3 место
     2014
Олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»
Район
Кривицкая В.
11 «А»
1 место
      2014
Олимпиада по русскому языку и литературе
Район
Загдай А.
10 «А»
3 место, диплом 2 степени
      2015
Конкурс сочинений «Вера в моем сердце»
Район
Бахарь Е.
10 «Б»
победитель








2014 год - победитель районного этапа конкурса "учитель года Республики Беларусь" в номинации "Учитель русского языка и литературы. Учитель белорусского языка и литературы"
 



Обобщение опыта работы







Обучая, я воспитываю…

(Эстетическое воспитание учащихся  на уроках русского языка и литературы)

                                        
В воспитании первую роль
 должно играть прекрасное.
Аристотель
Изучение литературы – этот не только изучение художественного произведения и основ науки о литературе, это урок жизни. Учитель литературы достигает высокой воспитательной и образовательной цели только в том случае, если он учит понимать жизнь, людей, пробуждает у учащихся благородные мысли и стремления.
Учитель литературы – один из немногих, кто способен пробудить в сознании высокие помыслы, заставить звучать самые сокровенные стороны души, научить думать и чувствовать.
В историческом процессе практической и духовной деятельности сформировались главнейшие потребности человека, в том числе и духовные. При всей их вариативности они продолжают концентрировать в себе стремление к целостному познанию мира, к совершенствованию самих людей и их отношений, к их духовному возвышению, к достижению взаимопонимания, формированию гуманных чувств, устремлений, принципов, ценностных ориентаций. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллектуальные стремления в человеке.
Эстетическое восприятие мира и человека предполагает личностную эстетическую культуру, развитую способность художественного восприятия, соучастия, переживания и оценки. Формирование этой способности – одна из важнейших задач современного образования.
В Концепции учебного предмета «Русская литература» говорится о том, что одной из целей изучения данного предмета является эстетическое развитие учащихся, а также «формирование должных нравственно-эстетических ориентаций», воспитание человека, «способного восприятие красоты превратить в жизненный стимул нравственного совершенствования, интеллектуального и духовного развития». В ряду перечисленных компетенций, которые должны формироваться в процессе изучения литературы, эстетическая компетенция стоит на первом месте. Она предполагает «понимание образного слова через раскрытие его художественной полисемантичности, информативности, ассоциативноти, зрительной и слуховой наглядности, развитие представлений об эстетическом совершенстве художественного произведения».
В Концепции учебного предмета «Русский язык» подчеркивается, что для практики изучения языку важна его эстетическая функция, заключающаяся в создании художественного образа с помощью языковых средств. Далее говорится о «нацеленности образовательного процесса на осознание учащимися красоты и выразительности русского языка», развитие средствами языка  эстетической сферы личности обучающегося. «Овладевая русским языком как средством общения и освоения культурных ценностей, учащиеся постигают его лексическое и грамматическое богатство и разнообразие, образность, выразительность, красоту, благозвучие».
Конечной целью эстетического воздействия является формирование человека с чуткой, красивой душой, здоровыми вкусами, с творческим умом и глубокими знаниями. И такие уроки станут толчком для духовного и нравственного роста молодого поколения.
В наше время значение эстетического воспитания возросло как никогда. Учащиеся читают дешевую массовую литературу, смотрят  низкопробные фильмы. На лицо обеднение словарного запаса, засорение речи словами-паразитами и нецензурной лексикой. Молодежный жаргон воспринимается как норма. Проблемами преподавания русской литературы в современной школе являются низкий уровень художественного восприятия поэзии и прозы, недостаточная сформированность эстетического вкуса; отсутствие эстетического компонента в системе ценностных ориентаций; низкий уровень развития способностей к рефлексии  и репрезентации своих переживаний, вызванных художественным образом; несформированность умений эмоционально-эстетически оценить литературное произведение и составить самостоятельное эстетическое суждение. Поэтому эстетическое воспитание приобретает актуальность. Оно влияет не только на развитие эстетических чувств, эстетических оценок, не только формирует художественный вкус и оказывает влияние на эстетическую сферу человека, но и активно воздействует на формирование всей личности человека.
Формирование эстетического идеала – не прямолинейный процесс с моментальной обратной связью. Чтобы формирование эстетического идеала на литературе было успешным, необходимо целостное восприятие произведения, восприятие в его сложности, глубине, неповторимости. Только оно может вызвать эстетическую радость, эстетическое наслаждение, способствовать формированию эстетического представления о прекрасном, возвышенном. Целостное восприятие произведения связано с эстетическим планом работы, который дат возможность изучить его идейное богатство единстве с художественным своеобразием. Именно эстетический план, включающий в себя и социальный план, и этический, и философский, способен дать целостное представление о книге.
Формирование эстетического идеала на литературе – это не результат исполнения каких-то отдельных методов, приемов работы. Эстетический идеал формируется всей системой преподавания. Проследить сам процесс формирования эстетического идеала помогает изучение эстетической реакции при знакомстве с различными художественными произведениями. Эстетическая реакция всегда эмоциональна. Тем не менее это единство эмоционального и логического восприятия, поэтому ее нельзя сводить только к  эмоциональной реакции. Ей присущ и логический, и оценочный момент. Психолог Б. М. Теплов пишет: «Восприятие красоты необходимо включает в себя оценочный момент…. Воспитание художественного вкуса не сводится к развитию способности находить удовольствие от произведения искусства хорошего качества; это – воспитание оценивающего отношения к произведениям искусства, выработка определенной системы эстетических оценок...".
В эстетическом воспитании важно научить понимать специфику произведений различных видов искусств – цвет, форму, сценичность, звук, помочь овладеть их языком, чтобы сформировать навык   выражать свое впечатление,  давать правильную оценку.
Эстетическое восприятие мира тесно связано с художественными способностями личности. Исследователи называют их следующие признаки:
ü неординарность процесса мышления, его образность;
ü лингвистический интеллект, основанный на чувствительности к смыслу слова;
ü семантическая гибкость как способность видеть объект под новым углом зрения;
ü интерперсональный интеллект как способность понимать и осознавать собственные чувства;
ü метафоричность мышления как способность выявлять в предметах (объектах, явлениях) их скрытые смыслы;
ü легкость ассоциаций между словом и образом;
ü обостренная восприимчивость к языку, звукам, запахам, краскам, пропорциям и т. д.;
ü способность к образному моделированию;
ü эмоциональная чувствительность как эмпатия и как способность к яркому избирательно-эмоциональному видению действительности;
ü многообразие «переменных» эмоциональной сферы человека;
ü сенсорная открытость как способность воспринимать мир без «излишних» фильтров, необычно, оригинально;
ü впечатлительность (живость и острота восприимчивости, сила эмоциональной отзывчивости);
ü художественная наблюдательность;
ü оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения;
ü способность видения воображаемого (сцен, людей, явлений природы и т. д.);
ü эстетическое отношение к миру, благодаря которому преодолевается психологическая граница между «я» и «не-я», когда окружающий мир открывается не как мир внешних объектов и отношений, а как мир, к которому он личностно причастен;
ü широкий круг интересов;
ü высокая общая культура личности, ее эрудированность;
ü интерес к судьбам людей, к постижению их характеров и взаимоотношений; интерес к своему «я» и стремление к самовыражению.
 Здесь следует различать творческие и перцептивные художественные способности. Если первые из них предполагают обязательное наличие потенциальных возможностей, то развитие вторых – важная задача школьного образования.
Создавать произведения искусства дано не каждому. Но умение адекватно воспринимать их и психологически грамотно интерпретировать, развивая при этом эмоционально-переживательную сферу личности, формируя ее эстетические потребности, стимулируя раскрытие индивидуальной неповторимости личности и инициируя различные способы его самовыражения, – к этому стремится каждый творчески работающий учитель.
Учебный предмет не сводится к простой сумме знаний; его содержание выступает как средство введения в деятельность, характерную для данной науки или области искусства.
В Концепции учебного предмета «Русская литература» подчеркивается, что общим требованием для всех методов изучения литературы «является ориентация их на эстетическую сущность литературы». Большое значение имеет проникновение в атмосферу произведения.
Только при специально организованной работе можно рассчитывать на формирование эстетически развитого читателя, для которого пафос произведения становится предметом осознания и включается в акт художественного восприятия. При всей вариативности анализа художественного произведения первостепенной становится такая организация читательского восприятия, которая обеспечивает раскрытие художественно-выразительных возможностей слова.
На практике эти задачи решаются по-разному. Ключевой формой работы для меня становится диалог. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя. Обычные вопросы, без которых не обходится ни одно занятие по литературе, можно направить на раскрытие мотивов поведения персонажа, на анализ нравственных поступков героев, на оценку качеств их личности, но можно обращать внимание учащихся и на иные аспекты: каков «общий запах и тон», который отличает финал чеховского «Дома с мезонином»? Какое настроение хотел выразить автор в этом описании и как он это сделал, какими средствами? Какие чувства возникли у тебя самого?
 Человек окружен текстами - от любовной записки до рекламного щита. Понимание того, как устроены эти тексты, в чем сила и особенности каждого из них, способно значительно облегчить человеку жизнь. Но  не только. Потому что взгляд видит и тогда, когда им не руководит прагматический интерес. И от того, как настроен этот взгляд, зависит картина мира. Человек без эстетического воспитания рискует провести жизнь в мире пыльных и плоских картонных декораций –  не потому, что мир несовершенен, а потому, что он не умеет его видеть.
Эстетическое воспитание непременно возникает в той или иной мере на уроках жизни,  которыми видятся мне уроки литературы. Потому что нельзя понять, что сказано в тексте, не разобравшись, как это сказано. Но зачастую полезно сфокусировать внимание только на эстетической стороне дела –  в порядке чистого упражнения для взгляда.
Интересны вопросы и задания на сравнение различных по эмоциональной окраске, но описывающих одни и те же жизненные реалии текстов разных авторов (Ф. М. Достоевский и К. Г. Паустовский) – метод сравнительного восприятия.
С интересом включаются учащиеся в литературные игры, связанные с эстетической функцией литературы. Актуальным здесь является метод эмоциональной игры.
Подлинное восприятие художественной информации возможно только в условиях сопереживания. Художественный текст должен постигаться в единстве формы и содержания. Способность к целостному эстетическому восприятию художественного произведения предполагает прежде всего гармонию образно-эмоциональной и рациональной сторон личности. Чем равномернее развиты эмоциональная и интеллектуальная сферы личности и гармоничнее их взаимосвязь, тем выше способность личности к эстетическому восприятию. Развитие эмоционально-чувственной сферы эстетического восприятия искусства нуждается в специальной работе. Я считаю, что нельзя художественные средства и приемы рассматривать обособленно. Главным для меня становится сближение читателя с автором, помочь найти общий язык переживаний и чувств в сложном диалоге с художником посредством эстетической формы. Для этого необходима эмоциональная атмосфера на уроке, особая эмоционально-доверительная форма общения.
В связи с этим актуальность приобретают методы развития у учащихся способности к эмпатии, к эстетическому переживанию (метод привлечения личного опыта, метод эмоционального выбора, метод художественной эмпатии – соотнесение своих чувств с эмоциональным состоянием персонажа; метод вживания (в образ персонажа, в художественную деталь; метод уподобления автору - представление и выражение настроения чувств автора).
Нередко использую метод восприятия в парах:1) я воспринимаю искусство; 2) я воспринимаю твое восприятие; 3) я обогащаю свое восприятие (изучение лирики Б. Пастернака, А. Блока).
Умение прочитать, а затем точно обозначить гамму чувств лирического героя или самого автора, оттенки настроений, их взаимопереходы, переливы предполагает владение достаточно богатым и разнообразным словарем. Этот словарь у учащихся, к сожалению, зачастую беден. Поэтому с пятого класса начинается лексическая работа, например, учащимся предлагается выбрать из предложенного списка слова, наиболее точно передающие настроение лирического героя или объяснить, чем различаются записанные на доске слова и выделить слово, наиболее точно передающее настроение произведения. Предлагаю сопоставить эмоциональный тон произведений, используя предложенную шкалу эмоциональных состояний. Важно  научить  ребенка  не  только  объяснять  значение  нового  слова,  но  и пользоваться  изученным  словом  в  речи,  применяя  знания  на  практике.  Этому помогают  образцы  употребления  слов -   готовые   словосочетания  и  предложения. Систематически предлагаю учащимся упражнение «Продолжи строку». При изучении большинства произведений составляем ассоциативные ряды (метод эмоционально-эстетических ассоциаций и метод ассоциативных игр), используем прием письма по кругу. При изучении лирики Б. Пастернака предлагаю написать ассоциации, возникающие при чтении стихотворения «Зимняя ночь» (письмо по кругу); составить текст с использованием ассоциаций, добавив свои. Учащиеся любят составлять альбом настроений, передавая с помощью красок эмоциональные состояния. Эффективный путь для понимания пафоса произведения – самостоятельное составление словарей описания эмоциональных состояний, настроения, оттенков и переливов чувств.
Проблема выражения своего понимания и отношения к изученному произведению подтолкнула меня к работе на уроках над рисунками-схемами. Как правило, графическая схема, рисунок изображаются красочно и изобретательно. Подписи к рисункам образны и лаконичны. Работы выполняются аккуратно. Учащимся предоставляется максимум самостоятельности. Они учатся структурировать материал, обобщать, защищать свои проекты и вместе с тем учатся уважению к индивидуальной авторской позиции.
На уроках использую составление эмоционально-художественного коллажа, представляющего собой передачу настроения персонажа, автора фрагментами данного или эмоционально созвучных ему произведений (коллаж чувств лирического героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»).
На уроках предлагаю составлять синквейны и диаманты для выражения своего эмоционального отношения и оценки.
Часто творческое переосмысление литературного произведения побуждает к собственному литературному творчеству. Применяю метод художественного восприятия, подразумевающий создание художественного текста по мотивам произведения искусства (художественного произведения, картины, музыкального произведения). Например, создание миниатюры при прослушивании «Вальса падающих хлопьев» П. И. Чайковского; написание эссе «Мороз и солнце! День чудесный!»; сочинения «Звуки и краски поля» по картине И. Шишкина «Рожь». После эмоционально-чувственного тона, пафоса стихотворения А. С. Пушкина «К морю» создайте словесный образ моря, который возник у вас при восприятии этого стихотворения.
Урок литературы включает работу над изучением языка художественного произведения. Анализируя звуковую систему произведений различных авторов, вдумчивый читатель не только увидит грамматические различия, но и «услышит» различную эмоциональную тональность, придающую произведению тот особый пафос, в котором содержится ключ к идее произведения.
По богатству интонационных средств не знает себе равных поэзия
 А.С. Пушкина. Учащимся предлагается стать соавторами урока: они читают и комментируют страницы поэзии, отмечая удивительно богатую палитру интонационных ходов.
На уроках обращаемся и к построчному рисованию стихотворений.
Эстетическое воспитание учащихся подразумевает интеграцию искусства слова с искусством звука и изображения. Широко использую кино и живопись. Кинопрочтение классики часто превращает известное в «странное», благодаря чему казавшееся до конца познанным вдруг начинает открываться с какой-то неожиданной стороны, становится источником новых размышлений. Учащиеся получают возможность произвести собственное оценивание, сверить свое представление о герое книги и ее авторе с представлением художника интерпретатора. Немаловажную роль играет и сценическое искусство. Учащимся самим нравиться проводить уроки-спектакли.
При восприятии литературных творений помогают соответствующие оценки, выраженные не только критиками или литературоведами, но и представителями смежных искусств – музыкантами, режиссерами, актерами.
Важную роль играет живопись и на уроках литературы. Это, конечно, в первую очередь иллюстрации разных художников к произведениям, которые развивают у детей образное мышление, эстетический вкус, умение сравнивать и анализировать.
Рассказывая биографию писателя, стараюсь иллюстрировать свой рассказ портретами, написанными разными художниками, изображающими писателя в разные моменты его жизни. Именно так ребёнок может получить целостное восприятие не только о личности, но и об эпохе.
 Ребята знакомятся с несколькими работами художника, отражающими его мастерство и индивидуальность манеры.
Кстати, на таких уроках не обходится и без интеграции с литературой и музыкой: ведь описывая природу, художник использует краски, поэт – слова и образы, композитор – ноты. Использую метод комплексного восприятия произведений различных видов искусства (выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Мадонна» на фоне звучащей «Аве Мария» И. Баха). Можно прослушать Каприз №24 Н. Паганини и сопоставить его со стихотворением А. А. Ахматовой (впечатление от произведений, их настроение, пафос и его музыкальные и поэтические средства выражения, образы произведений и их эмоционально-смысловое значение).   Для эмоционально-эстетического развития учащихся предлагаю прослушать колокольный звон и из составленного учителем либо учащимся (индивидуальное задание) цитатника выбрать те цитаты которые соответствуют музыке.
На своих уроках я отбираю такие произведения живописи, которые позволяют активизировать речевую деятельность, способствуют психологической, интеллектуальной и нравственной коррекции личности обучаемых, развитию его художественного вкуса.
Работа на уроке с репродукциями с картин или заслушивание музыкального произведения, созвучного с изучаемым литературным произведением, развивает наблюдательность, воображение, критическое чутьё, широту мысли, любовь к обобщениям, а также приводит в действие все многообразные мыслительные процессы, способствуя развитию у учащихся наблюдательности, внимательного отношения к литературным явлениям, помогая осознать их. Работая с репродукциями, они не только получают культурологические знания, но и самостоятельно извлекают факты культуры и содержания картины и находят им словесный эквивалент. Этому способствует то, что картина, воздействуя на органы чувств человека, дает возможность воспринимать действительность более глубоко и всесторонне, содействует развитию эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формированию мыслительных и речевых процессов.
Интегративный подход к эстетическому воспитанию школьников помогает успешно решить ряд задач обучения и воспитания. Развиваются творческие способности учащегося, его воображение, эстетические переживания, фантазия.
На каждом уроке обязательно звучит художественный текст. Выразительное чтение – неотъемлемый атрибут урока литературы. Оно воспитывает умение видеть за словами  текста конкретные предметы, факты и явления, пробуждает правильное отношение к изображаемому, вызывая соответствующие чувства, приносит истинное эстетическое наслаждение.
Кроме того, деятельность ученика на уроке, связанная с освоением искусства, вызывает изменения в его мировоззрении и в культуре поведения, повышает уровень подготовки к жизни, художественное и эстетическое образование, обеспечивает качественное овладение знаниями, положительно влияет на духовную культуру.
По-моему, одной из важных особенностей эстетического воспитания учащихся  является идея свободы выбора. Именно свобода выбора учебного материала, способов его усвоения, поиска решения проблем способствует развитию творческой мысли учащихся. Он убеждает учащихся в уважении учителем их запросов и интересов, стремлений и желаний выбора тех или иных заданий, которые им интересны и посильны. При самостоятельном выборе из задач различной степени трудности учащиеся чаще всего выбирают задачи средней трудности. Однако в процессе работы значительная часть учащихся переходит к решению задач более высокой степени трудности, и только небольшое количество школьников берут более легкие задачи.
Применение современных компьютерных технологий дает преподавателю возможность плодотворно использовать на уроках большой наглядный материал, совмещая различные виды искусства, разнообразить деятельность учащихся. На любом уроке уместен разговор  о связи литературы и живописи, театра, музыки, размышления над эстетическими понятиями.
Во внеурочной работе эстетическому развитию способствует проведение литературных вечеров и литературно-музыкальных композиций, которые являются средством мобилизации интереса как стимула самообразования, средством гармонизации личности, развития эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства и формирования художественных способностей учащихся.
Эстетическое воспитание реализую через уроки-презентации, уроки-экскурсии, литературные гостиные и литературные композиции. Использую составление центонов на определенную тематику. Эффективны также уроки-погружения в творчество писателя.
Эстетическое воспитание учащихся не может исчерпываться уроками литературы.
Поэтому естественной становится интеграция русского и литературы и создание условий, синтезирующих знания учащихся по языку с проникновением в мир художественной литературы. Такие уроки дают замечательную возможность закреплять знания, полученные на уроках русского языка, и углублять мотивацию к учению. В основе таких уроков - интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и по возможности актуальный на момент использования.
 При подборе дидактического материала для уроков русского языка стараюсь отыскивать такие тексты и предложения, чтобы дети спросили: «А откуда это? Кто автор?» Отвечая на эти вопросы, могу коротко рассказать о произведении, из которого взят текст, или интересный факт из истории его создания, или маленькую чёрточку из биографии писателя. И не страшно, что на минуту-две я отойду от темы урока, зато у детей появляется интерес, а у меня надежда, что они возьмут эту книгу и прочитают её.
Уроки русского языка направлены на формирование у школьников эстетического чувства, то есть представления о прекрасном в языке и речи. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждому культурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, школа готовит их к жизни, формируя тем самым одно из основных качеств разносторонней личности.
 Русский язык как предмет изучения и объект овладения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и искусство. Прекрасное  передается  в дидактическом материале – в текстах использованных отрывков и художественных произведений. Обучая школьников различным речевым умениям, необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения к природе, обществу, человеку, искусству.
Вместе с тем и сам русский язык как предмет изучения обладает чертами, способными вызывать у учащихся духовное переживание радости в связи с ощущением языковой и речевой гармонии. Следовательно, основным направлением в эстетическом развитии учащихся на уроках русского языка является работа над эстетикой языка и речи, потому что прекрасное объективно заложено в самой природе языка, выполняющего как коммуникативную, так и эмотивную функции.
На уроках русского языка тщательно отбирается материал, каждое предложение пропускается через призму эстетики. По возможности стараюсь строить урок на текстоцентричной основе или отбираю весь  материал  урока на определенную тему. Постоянно заостряю внимание учащихся на красоте русского слова.
 Эстетическое отношение к языку вызывается такими качествами литературного языка, как богатство средств выражения, его звучность и мелодичность, экспрессивность единиц языка, уместность употребления языковых средств в разных стилях речи. Языковое эстетическое чувство складывается из осознания богатства языковых средств, их экспрессивности, красоты звучания речи, языковой правильности, уместности использования и выразительности языковых средств. Эти элементы языкового эстетического чувства у большинства учащихся без специального воздействия учителя развиваются лишь частично или совсем не развиваются. Необходима целенаправленная система работы, способная сформировать у учащихся эстетическое отношение к языку и речи.
 Перед учителем русского языка стоят следующие задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников:
ü - познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);
ü - развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;
ü - воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);
ü - развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.
 Перечисленные задачи решаются на протяжении всего обучения русскому языку.
Прекрасное познается не только чувствами, но и разумом. При изучении языковых единиц специально обращаю внимание на те их свойства, которые вызывают чувство прекрасного: в фонетике –  звучность и мелодичность звуковой системы русского языка; в лексике –  неисчерпаемое богатство слов, разнообразие синонимов, антонимов, слов с экспрессивным и переносным значением, огромное количество фразеологизмов; в словообразовании – богатство словообразовательных средств; в морфологии – богатство форм словоизменения, обладающих разнообразными грамматическими значениями; в синтаксисе –  разнообразие синтаксических средств выражения одной и той же мысли.
Выразительные и изобразительные возможности языковых средств постигаем при изучении стилей, заостряю внимание на уместность употребления языковых средств, красоту речи без языковых ошибок и недочетов. Ведь эстетика языка складывается из следующих элементов: осознания богатства языка, эстетического отношения к языку и речи, чувства нормы.
 Для формирования у школьников представления об эстетических свойствах русского языка используются упражнения следующих видов:
ü - анализ высказываний выдающихся отечественных и зарубежных деятелей в области политики, науки, искусства и литературы о русском языке;
ü - подбор учащимися высказываний о русском языке;
ü - беседа по содержанию научно-популярных лингвистических текстов, в которых рассказывается об эстетических свойствах русского языка.
Формированию представления о богатстве, неисчерпаемости языковых средств русского языка способствует применение упражнений следующих видов:
ü  анализ словарных статей в словарях синонимов, а также синонимических рядов, помещенных на полях учебников;
ü  анализ словарных статей многозначных слов в толковых словарях (в том числе и в словаре учебников);
ü  подбор грамматических синонимов и выявление условий их употребления;
ü  выражение экстралингвистических значений (например, временных, пространственных, целевых и т.п.) разными языковыми средствами (лексическими, синтаксическими);
ü  подбор слов на ту или иную смысловую тему.
 Для развития эстетического отношения к языку и речи на уроках предлагаю  для анализа  образцовые тексты разных стилей; провожу  сравнение словаря и синтаксических конструкций образцовых и детских текстов на одну и ту же тему (привлекаются изложения и сочинения учащихся); использую  тексты, бедные в лексическом и синтаксическом отношении, для редактирования.
Формированию чувства нормы у школьников служат упражнения следующих типов:  выбор нормативного варианта;  сравнение одних и тех же текстов без лексических и грамматических ошибок и с ошибками;  нахождение в тексте лексических и грамматических ошибок и их исправление.
Считаю, что важным в структуре языкового эстетического чувства является чувство уместности употребления языковых средств.
 Формируется это чувство у школьников во время  анализа текстов разных функциональных стилей;  нахождения стилистических ошибок, нарушающих стилевое единство текста;  нахождения в тексте нарочитого включения иностилевых элементов, будто бы придающих ему выразительность. Зачастую провожу  стилистический эксперимент.
 Языковой эстетический вкус формируется постепенно всей указанной выше системой работы. Учащиеся должны сознательно "воспитывать в себе вкус к хорошему языку" (А. П. Чехов).
Эстетическое чувство вызывает у детей потребность совершенствовать свою собственную речь. Учащийся должен задуматься над средствами выражения мысли, уметь отобрать их с учетом эстетического восприятия речи слушателями (читателями). Это будет высшим показателем усвоения языка, потому что, как пишет Р. А. Будагов, "там же, где есть обдумывание, там есть и эстетика языка, хотя в самых элементарных своих проявлениях
 Формируя языковое эстетическое чувство, следует помнить о его связи с морально-этическим чувством. Развивая языковое эстетическое чувство на уроках русского языка, мы тем самым создаем теоретическую базу для понимания эстетики языка изучаемых на уроках литературы художественных произведений.
Отбор изучаемых в школе произведений, текстов дает огромные возможности для формирования на мировоззренческом уровне системы норм отношения к миру, людям, себе.
В результате систематической работы по эстетическому воспитанию учащихся у них формируется бережное отношение к слову. Ребята привыкают к красоте русского слова и начинают негативно реагировать на «некрасивые» предложения, лишенные эстетики синтаксические единицы и грамматические конструкции. Воспитывается отрицательное отношение к низкопробной, массовой литературе. Учащиеся становятся ценителями истинного искусства. Они учатся сопереживанию. Эстетическое переживание служит одновременно индикатором художественной ценности произведений искусства и в своей завершающей стадии выливается в эстетическую оценку или суждение вкуса. Таким образом, художественный вкус предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их содержательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к мотивированной их оценке и суждению. У учащихся формируются прочные и глубокие историко-теоретические, художественно-эстетические знания;                          развитость умений и навыков восприятия эстетического, понимание единства формы и содержания; развитость воображения, образного видения;                            активность проявления ассоциативности и эмоциональной памяти;                            умение воспроизводить художественный образ адекватно авторскому;                            умение создавать собственный художественный образ. Учащиеся стремятся создавать оригинальные по форме произведения. Результат этой работы – призовые места в различных творческих конкурсах: Кривицкая Валерия - первое место в конкурсе «Спасатели глазами детьми» в номинации «Стихотворение»; Беляева Виктория – победитель районного этапа конкурса сочинений «Полоцк сегодня и завтра»; первое место на областном этапе конкурса «Стихи о море и моряках» и победитель международного конкурса «Стихи о море и моряках»; победитель республиканского конкурса «Моя дорога к вере».


Список использованных источников


1.      Беркова, О. Н. Воспитательный аспект урока [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://collegy.ucoz.ru/publ/26-1-0-3092
2.     Концепция учебного предмета «Русская литература». - 2009.
3.     Концепция учебного предмета «Русский язык». – 2009.
4.     Ковалева, Г.И. Эстетическое воспитание будущих специалистов на уроках литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://michac.narod.ru/
5.     Крупник, Е. П. Психологическое воздействие искусства на детей школьного возраста: Автореф. дисс. … доктора психологических наук. – М.. 1990.
6.     Кудина,  Г. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. – М., 1988.
7.     Кудина,  Г. Н. Чтение художественного текста как читательское сотворчество.// Искусство в школе. -1992. - №2.
8.     Мещерякова, Н. Я. Возможности литературы в воспитании у подростков культуры общения.//Литература в школе. – 1984. -№4.
9.     Станкевич, В.А.  Воспитательный потенциал урока [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://5fan.ru/wievjob.php?id=1882



Комментариев нет:

Отправить комментарий