Русский язык 8 класс



ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Задание 1. Проанализируйте данные предложения и объясните, почему вводные конструкции не отделяются запятой, как обычно, с двух сторон. Определите, по какому признаку примеры разделены на группы. Сделайте выводы и самостоятельно придумайте и запишите по одному примеру в каждую группу.
1) Дверь вела в комнату, по-видимому служившую столовой. Брат приедет сегодня, поздно вечером по всей вероятности. Они молча смотрели друг на друга, быть может и без слов понимая всё.
2) Как бы ни тяготился пребыванием в покинутом месте, всегда остаётся в душе сожаление, а может быть, и любовь. Каждый шаг назад — большая, а скорее всего, непоправимая беда. Вся жизнь Никиты была постоянным трудом, а следовательно, требовала огромной выносливости и здоровья.
Задание 2. 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Объясните постановку знаков препинания, определите значение вводных слов.
2. Проведите морфологический разбор всех наречий.
3. Укажите морфемный состав выделенных слов.
4. Составьте словообразовательную цепочку, показывающую последовательность образования слова по-видимому. Составьте предложение с этим словом.
1) (И)так моя первая научная эксп_диц_я заканч_вается. (Г. Успенский) 2) (Во)первых Олег н_стоящий парень (во)вторых он мой лу_ший друг значит парень н_дёжный. (В)третьих он лу_ше Жоры знает ребят из школы Горького. (А. Фадеев) 3) Звуки пост_пенно ст_новились сильнее и (не, ни)прерывнее и (на)конец сл_лись в один звонкий гул. (Л. Толстой) 4) За окном опять м_тель м_тёт и в_дать (не, ни)скоро перестан_т. (М. Исаковский) 5) На улице нас к_льцом окружили собаки. Они в_ляли хв_стами и (по)видимому (не, ни)м_лейшего желания (не, ни)имели пр_знавать в нас чужих. (И. Соколов-Микитов) 6) За каждый шаг свой рано или поз_но пр_дётся дать ответ а ш_гать т_перь  трудно, в л_тературе  п_жалуй всего труднее. (А. Блок)
Задание 3. 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания, раскрывая скобки. Укажите вводные слова, словосочетания и предложения. Определите, к какой группе относится каждое из них. Выразительно прочитайте текст, определите его стиль и тип речи. Обоснуйте свою точку зрения.
2. Составьте словообразовательные цепочки, объясняя последовательность образования выделенных слов.
3. Проведите синтаксический разбор односоставных предложений.
4. Сделайте морфологический разбор всех причастий.
Должно быть существу_т сезо(н, нн)ость (не, ни)только в произр_стани_ но и в потр_блени_. (На)пр_мер с весны и до самого н_чала лета нет цены свеж_му, хотя бы и парниковому огурцу. Разрежеш(?) (в)доль и первым делом понюх_еш(?) жадно втян_ш(?) свежий огуреч(?)ный, слегк_ горьк_ватый аромат. В июле и в августе всякий человек я думаю откаже(тся, ться) от свеж_го огурца в пользу пахнущ_го укроп_м (мало)сольного огурчика. Хотя и есть поговорка (на)счёт земл_ники в январе, согл_симся, что как(то) мы в январе о земл_нике (не, ни)вспоминаем. Пожалуй в январе инт_реснее хорошо заваре(н, нн)ый чай с земл_ничным в_реньем, нежели сама земл_ника.
(В. Солоухин)
 Задание 4.  1. Запомните данные слова, которые никогда не являются в предложении вводными и не выделяются запятыми. Затем попробуйте воспроизвести этот список по памяти.
2. Выберите из списка 5 слов, составьте и запишите предложения с этими словами.
Якобы, словно, почти, как будто, вдруг, вряд ли, едва ли, как раз, авось, небось, как-никак, даже, буквально, как бы, просто, только, поэтому, обычно, обязательно, причём, ведь, вот, всё же, всё-таки, всё ж таки, вдобавок, к тому же, притом, при этом, между тем, в довершение всего, в конечном счёте, тем не менее, поистине, приблизительно, примерно, исключительно, именно, решительно.

Задание 5.  1. Изучите схему и на её основе сформулируйте практические рекомендации, как отличить грамматические омонимы, один из которых является вводным словом, а другой — членом предложения.
2. Дополните таблицу своими примерами. Пользуйтесь материалами школьного учебника и справочниками по русскому языку.
Вводные слова
(запятыми выделяются)

Члены предложения
(запятыми не выделяются)

Может быть (=возможно),
он ещё придёт.
Естественно (= разумеется), я не согласился с этим предложением.
Разумеется (= конечно), он справился с этой задачей.

В это время он может
быть на работе.
Всё выглядело естественно.

Это само собою разумеется.


Задание 6.  Пользуясь выводами, к которым вы пришли, выполняя задание 5, спишите следующие предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните, какую синтаксическую роль выполняют выделенные слова. Можно ли их назвать омоформами (грамматическими омонимами)? Докажите.
1)              Лицо путника казалось очень утомленным. Шахматную партию казалось уже нельзя было спасти. 2) Ему видно тяжело было стоять. Сверху ему было хорошо видно большое село. 3) Было должно быть уже поздно. Письмо должно быть срочно доставлено адресату. 4) Уже светало,  небо однако оставалось серым. Меры жёсткие однако необходимые. 5) Мы с вами попутчики кажется. Сказанное кажется очень важным. 6) Если объявляют аврал значит всем нужно выйти на работу. Слово «аврал» значит общая работа. 7) Захватите с собой кстати и ноты. Ваш приход сегодня как нельзя более кстати.8) Вероятно погода переменится. Полученное сообщение вполне вероятно. 9) Эти слова были сказаны между прочим. Фраза эта между прочим напомнила мне одну старую шутку. 10) С одной стороны дороги приближались наши войска, с другой навстречу им шли жители освобождённой деревни. С одной стороны предложение поехать на юг весьма заманчиво, с другой стороны вызывает опасение из-за обычной в это время года жары. 11) Мой спутник после продолжительной прогулки чувствовал себя превосходно, я напротив устал. В купе я сидел напротив пожилого человека. 12) Это теоретическое положение совершенно очевидно.  Очевидно придётся серьёзно готовиться к экзаменам.
1)
Задание 7.  1. Спишите, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Объясните постановку знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями. 2. Проведите синтаксический разбор выделенных предложений. 3. Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль?
Подготовьте устное высказывание, которое бы являлось развитием этой мысли. Предварительно составьте и запишите тезисы своего выступления.
Бе(с, сс)порно нет людей без х_рактера, но есть те, которых называют бе_х_рактерными. Они как правило всю жизнь ищут место в заветрии ихкак щепку или бума_ку несёт ветром. И приб_вает их ктому берегу где (не, ни)надо (не, ни)чего делать а только тешить себя ленью и ждать, когда з_работают и пр_несут кусок хлеба другие люди, и ещё обидя(тся, ться) что хлеб ч_рствый. Очень часто бе_вольные эти люди стр_дают от бе_думья и бе_делья тревожа(тся, ться) только о себе ищ_т забыт(?)я в вине постепе(н, нн)о забывая всё чему их учили дома в школе и к сожалению (в)скоре они теряют свой человеческий обл_к. Конечно(же) многое в форм_ровании х_рактера завис_т от окружения от общества но влияние его бывает (не, ни)одинаково на каждого человека. Случае(тся, ться) что в (не, ни)бл_гополучных семьях выр_стают (не, ни)бл_гополучные дети. Но мне извес_ны и такие люди которые в де_стве н_смотрелись на р_згул и р_зг_льдяйство но (не, ни)когда (не, ни)подр_жали этому а наоборот уносили (не, ни)истр_бимую нен_висть на всю жизнь квину скв_рнословию хамству дракам хотя побороть дурное вл_яние безусловно трудно и (не, ни)просто. Требуе(тся, ться) большая сила воли внутре(н, нн)яя дисц_плинирова(н,нн)ость и да(же) мужество.
(По В. Астафьеву)


Тест "Обособленные определения"

http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/8-klass/obosoblennyie-opredeleniya.html

Тире между подлежащим и сказуемым


Главные члены предложения

Словосочетание



Виды подчинительной связи слов в словосочетании


Несвободные словосочетания

Комментариев нет:

Отправить комментарий