Методическая копилка


Тема урока: Причастие как особая форма глагола
Цель:          
образовательная: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут знать, что обозначает причастие, на какие вопросы оно отвечает, какие грамматические признаки глагола и прилагательного имеет; будут уметь распознавать причастия, находить их в тексте, определять их грамматические признаки; использовать причастия в речи;
развивающая: на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать формированию умения анализировать и сопоставлять, делать выводы, формулировать мысли, развивать культуру речи;
воспитательная: содействовать эстетическому  воспитанию учащихся.
Задачи для учащихся: знать, что такое причастие (грамматическое значение, вопросы, на которые оно отвечает); признаки глагола и прилагательного у причастия;
уметь распознавать причастия; определять грамматические признаки причастий; грамотно писать окончания причастий.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Место урока в теме: первый урок в теме «Причастие».
Форма деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Методы: интерактивный и частично поисковый методы.
Оборудование урока: учебник русского языка для 7-го класса, распечатки с заданиями, ключи к заданиям, интерактивная доска, презентация в программе Notebook, оценочный лист.

Ход урока
1.     Организационно-мотивационный этап (до 2 минут)
Цель этапа: создание психологической готовности класса к уроку, введение в урок.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания (оборудования, учебные материалы)
Приветствует учащихся, организует их внимание, доброжелательный настрой всех учеников, приглашает к сотрудничеству.
 Читает стихотворение:
Ну, здравствуй, русская зима,
С твоей размашистою долей,
С твоим сверкающим шатром,
С твоим неслыханным раздольем,
С твоим бессчетным серебром!
(С. Прокофьев)
Внутренне организуются, мобилизуются и эмоционально настраиваются на работу, слушая стихотворение.


2.     Этап целеполагания и подготовки учащихся к изучению учебного материала по теме «Причастие» ( до 7 минут)
Цель этапа: подготовка учащихся к сознательному освоению учебного материала, самоопределение целей урока и его конечного результата, мотивация на познавательную деятельность.
1.     Задачи этапа: активизировать субъектный опыт учащихся, опорные знания и умения;
определить уровень имеющихся знаний, умений и навыков, необходимых для изучения темы;
создать условия для определения личностно значимых целей урока;
сформировать познавательный интерес к изучаемому материалу.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания (оборудования, учебные материалы)
Предлагает выполнить на доске индивидуальное задание: Выполните морфологический разбор глагола, определите грамматическое значение окончания прилагательного сказочный в предложении  Побелевший от ночного снегопада простор полей и лугов превратился в сказочный белый ковер. (Предложение записано на доске.)

Один учащийся выполняют морфологический разбор глагола, определяют грамматическое значение окончания прилагательного (указывает род, число, падеж).



Предлагает классу поиграть в «Орфографический бой» (вставить пропущенные буквы).
На интерактивной доске написаны слова, в случае верного ответа учащихся проявляются пропущенные в них буквы.
Кре..кий, к..истальный, пр..порошить, лу..ший, возл..гать, ра..стелиться, о..морозить, уст..лать, пр..образить.
Задает учащимся вопрос: какие части речи представлены на доске?
Учащиеся играют в «Орфографический бой»,  определяют, что для игры были предложены имена прилагательные и глаголы.


Предлагает учащимся проверить выполнение индивидуального задания на доске.

Проверяют
индивидуальное задание, объясняют ошибки, оценивают работу одноклассника.


Говорит о том, что на уроке не случайно обращено внимание на имена прилагательные и глаголы, так как знание этих частей речи будет востребовано в процессе урока. Предлагает ответить на вопросы:
- Что обозначает имя прилагательное?
- Что обозначает глагол?
- Как вы думаете, к какой части речи относится слово побелевший? (Подчеркивает это слово в записанном на доске предложении.)

Отвечают на вопросы учителя (глагол обозначает действие, прилагательное – признак), делают вывод о том, что в значении слова есть и значение признака, и значение действия.


Предлагает определить тему урока, прочитав слово из вставленных букв в прилагательные и глаголы («Орфографический бой»). Говорит об уникальном явлении в русском языке – причастии, которое совмещает в себе признаки прилагательного и глагола.

Читают слово «Причастие», записывают тему в тетрадь.


 Предлагает заполнить карточку «Знаю, умею» условными обозначениями (да «+», нет «- «, не совсем «+-« ).
                     Знаю
                       Умею
1
Что такое причастие

1
Находить прилагательные, глаголы, причастия в тексте

2
Что такое глагол

2
Определять грамматические признаки причастия

3
Что общего у причастия и глагола, у причастия и прилагательного

3
Грамотно писать окончания причастий и прилагательных

Таблица проектируется на доске.
                     Знаю
                       Умею
1
Что такое причастие
-
1
Находить прилагательные, глаголы, причастия в тексте
+-
2
Что такое глагол
+
2
Определять грамматические признаки причастия
-
3
Что общего у причастия и глагола, у причастия и прилагательного
-
3
Грамотно писать окончания причастий и прилагательных
+-
 Учащиеся условными обозначениями определяют знакомую и незнакомую информацию в таблице,
формулируют цели урока, пользуясь предложенной таблицей.



1.      

Ø  
3.Операционно-познавательный этап
1.1  Восприятие (до 5 минут)
Цель этапа (прогнозируемый результат): познавательная активность учащихся,  максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.
         Задачи этапа: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по усвоению новых знаний, создать ситуацию взаимодействия.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания (оборудования, учебные материалы)
1.     Предлагает определить, что общего у причастия и прилагательного, у причастия и глагола на материале предложения, предложенного для индивидуальной работы  Побелевший от ночного снегопада простор полей и лугов превратился в сказочный белый ковер.
2.     Предлагает определить синтаксическую роль причастия побелевший.

По ходу ответов учащихся заполняет таблицу на интерактивной доске.
1.     Учащиеся определяют признаки причастия побелевший, результаты заносят в таблицу:
Признаки глагола
Признаки прилагательного
1.
1.
2.
2.
3.
3.

2.     Определяют, что причастие в предложении является определением, вносят это в таблицу.

Записанное на доске предложение.
Таблица «Признаки глагола и прилагательного» на распечатках у каждого учащегося и на интерактивной доске.

3.2.         Осмысление (до 3 минут)

Цель этапа (прогнозируемый результат): правильность и осознанность основного содержания изучаемого учебного материала,  познавательная активность учащихся.

         Задачи этапа: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по усвоению новых знаний,
          обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний о причастии.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания (оборудования, учебные материалы)
         Организует работу в парах. Предлагает учащимся прочитать правило на странице 94-96, найти новую информацию о причастии, составить кластер.
Работают в парах. Читают правило, приходят к выводу, что причастие – это особая форма глагола, оно изменяется, как имя прилагательное. Составляют кластер.
Учебник, с. 94-97.
3.3.         Запоминание (до 2 минут)
Цель этапа (прогнозируемый результат):  учащиеся могут назвать грамматическое значение причастия, вопросы, на которые оно отвечает; признаки глагола и прилагательного у причастия.

         Задачи этапа: создать условия для усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном     
          уровне, для ликвидации типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания (оборудования, учебные материалы)
Предлагает вернуться к карточке, заново оценить свои возможности (условные обозначения сделать другим цветом), уточняет, какой из поставленных целей учащиеся достигли.
Уточняет, над какой целью следует работать далее.

Называют, что они уже знают о причастии, вносят новые условные обозначения в карточку «Знаю, умею», самоопределяются на дальнейшую работу (учиться находить причастия в тексте, определять их грамматические признаки).

Карточка «Знаю, умею».

3.4.         Закрепление (до 10  минут)
Цель этапа (прогнозируемый результат): учащиеся различают причастия, прилагательные и глаголы, определяют признаки причастий, правильно ставят причастия в нужную падежную форму.
Задача этапа: создать условия для самостоятельного выполнения заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания (оборудования, учебные материалы)
Предлагает найти причастия и прилагательные в стихотворении, прочитанном учителем в начале урока, и разместить их в две колонки, указать грамматические признаки причастий.
Текст стихотворения на интерактивной доске.
 Ну, здравствуй, русская зима,
С твоей размашистою долей,
С твоим сверкающим шатром,
С твоим неслыханным раздольем,
С твоим бессчетным серебром!
(С. Прокофьев)
В тетради выписывают в одну колонку прилагательные, в другую колонку – причастия, указывают признаки причастий. Учащиеся по одному выходят работать к интерактивной доске: передвигают  причастия и прилагательные в две колонки, называют признаки причастий.
Текст стихотворения на интерактивной доске.

Физкультминутка
Предлагает учащимся встать из-за парт и поиграть. Называет словосочетания и предлагает присесть, если учащиеся услышали причастие, выполнить наклоны головы влево-вправо, если учащиеся услышали глагол, хлопнуть в ладоши, если прозвучало словосочетание с  именем прилагательным.
Называемые  словосочетания: морозный ветер, бодрящий воздух, освежает воздух, весёлые крики, великолепный день, снежное утро, играющие  лучи, запорошенные снегом, прозрачные кружева, мертвая тишина, запорошенные кусты, пушистый ковёр, спящий лес, глубокие сугробы.
Ловят мяч, называют часть речи.


Обращает внимание учащихся на цели урока. Предлагает вернуться к карточке, заново оценить свои возможности (условные обозначения сделать другим цветом), уточняет, какой из поставленных целей учащиеся достигли.
Уточняет, над какой целью следует работать далее.

Определяют, каких целей они достигли, над чем нужно работать далее (грамотно писать окончания причастий и прилагательных).


Организует работу в парах. Предлагает восстановить текст, вставив причастия и прилагательные  (даны в словах для справок) в нужной форме, определить грамматические признаки причастий. Организует проверку.  Текст на распечатках. Красив, чудесен русский лес зимою! Ели, ____________ снегом, надели __________теплые шубы. __________
на дереве дятел пустил _________барабанную трель. _________под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду на солнце ________ белый снег.
Слова для справок: дорогой, засыпанный, звонкий, лежащий, сверкающий, сидевший.
Работают в парах, одна из пар читает полученный текст, по цепочке называют грамматические признаки причастий.

Распечатки с текстом, словами для справок.


3.5.         Этап применения знаний (до 7 минут)
Цель этапа (прогнозируемый результат): учащиеся свободно используют причастия в речи.
Задача этапа:  содействовать активной продуктивной деятельности учащихся по изучаемой теме, содействовать развитию речи и творческого воображения учащихся.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания (оборудования, учебные материалы)
Организует работу в группах (они определены заранее на перерыве). Предлагает творческие задания и критерии их оценки. Подводит итог работы в группах.
Творческие задания.
1 группа: придумать и записать как можно больше причастий, характеризующих снег;
2 группа: подберите как можно больше причастий для описания зимнего леса на картине Шишкина «Зима»;
3 группа: напишите миниатюру «Вальс падающих хлопьев».
Критерии оценки задания:
1.     Миниатюра должна состоять из 4-5 предложений, в каждом предложении должно быть минимум одно причастие. Все предложения должны соответствовать  теме.
2.     Критерии оценки творческих работ учащихся.


Выполняют творческие задания в группах. Представляют продукты своей работы; обосновывая, оценивают работу других  групп; капитан выставляет оценку за работу каждому участнику группы.


Во время работы в группах звучит  «Вальс падающих хлопьев» П. И. Чайковского.
Релаксационная пауза
Уточняет, мешала ли кому-либо во время работы звучащая музыка.
Спрашивает, знает ли кто автора и название музыкального произведения.
Отвечают на вопросы учителя.


1.     Контрольно-оценочный этап (до  10 минут)
1.1  Выполнение теста по теме «Причастие как особая  форма глагола»
Цель этапа (прогнозируемый результат): получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
Задача этапа: выявить качество и уровень усвоения учащимися учебного материала, обеспечить коррекцию знаний и умений учащихся по теме.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания (оборудования, учебные материалы)
Предлагает контролирующий тест. Объясняет и контролирует выполнение задания.
Тест
1.     Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает
1)    предмет и его признак;
2)    признак предмета по действию;
3)    действие предмета.
2.     У глаголов причастия берут:
1)    вид;
2)    время;
3)    лицо;
4)    возвратность;
5)    наклонение.
3.     В предложении причастие является:
1)    обстоятельством;
2)    сказуемым;
3)    определением.
4.     Укажите причастие:
1)    белый;
2)    белеет;
3)    белеющий;
4)    беловатый;
5)    белея.
5.     Укажите словосочетания причастие+ существительное
1)    серебристый снег;
2)    замерзающий пруд;
3)    тонкий лед;
4)    эксклюзивная снежинка;
5)    бушующая вьюга.
6.     Укажите грамматические признаки выделенного слова.
Удивительно красив был искрящийся на солнце снег.
1)    переходное;
2)    возвратное;
3)    совершенного вида;
4)    мужского рода;
5)    изъявительное наклонение.

Ключ к тесту на интерактивной доске:
1 -2
2 – 1,2,4
3 – 3
4 – 3
5 – 2,5
6 – 2,4
Осуществляет коррекцию знаний и умений учащихся, выясняя задания, в которых были допущены ошибки. Отвечает на вопросы учащихся.
Выполняют предложенный тест. Осуществляют взаимопроверку теста по предложенному ключу. Получают разъяснение тех заданий, в которых допустили ошибки.
Распечатки с тестовыми заданиями.
1.2.         Рефлексия
Цель этапа (ожидаемый результат): осознание учащимися результативности своей деятельности на уроке, уровня усвоения учебного материала.
Задача этапа: содействовать развитию способности к рефлексии своей деятельности, формулировке выводов, определению перспектив работы над учебным материалом.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания (оборудования, учебные материалы)
Организует рефлексивную деятельность учащихся, предлагая им ответить на вопросы: Что в изучаемой теме, на ваш взгляд, является наиболее важным? Что осталось неразрешенным? Почему вы считаете, что это так? Можете ли вы сами найти пути решения проблемы?
Над чем следует поработать дома?
Анализируют результаты своей деятельности на уроке, определяют уровень овладения учебным материалом.

1.3.         Домашнее задание (1 минута)
Цель этапа (планируемый результат): осознанный выбор и успешное выполнение домашнего задания.
Задача этапа: подготовить учащихся к выбору домашнего задания.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания (оборудования, учебные материалы)
На основе результатов выполненного задания определяет объем и содержание домашнего задания: с. 94-97(ориентироваться на карточку «Знаю, умею»); признаки глагола и прилагательного у причастия);
выполнить упражнение 190 или написать лингвистическую сказку о причастии.
Уточняет, были ли похожие задания в классе.
Предлагает критерии оценки творческого задания.
Критерии  оценки творческого задания:


Воспринимают и осознают содержание домашнего задания.



1.4.         Организационное окончание урока. Учащиеся сдают свои оценочные листы.

Предмет: русский язык
Класс: 10
Тема урока:   Коммуникативные качества речи
Образовательная цель: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут знать коммуникативные  качества речи; смогут выполнить предложенный тест;
Цели личностного развития обучаемых (аффективные): на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать формированию умения анализировать и сопоставлять, делать выводы, формулировать мысли, содействовать развитию  словарного запаса учащихся и культуры речи; создать условия для воспитания умения работать в группах и в парах, содействовать  воспитанию качеств, присущих успешному человеку (самооценка, активность, целеустремленность).
Тип урока: урок  повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.
Место урока в теме: второй урок в теме «Культура речи. Коммуникативные качества речи».
Форма деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Методы: интерактивный, частично поисковый, репродуктивный методы.
Оборудование урока: учебник «Русский язык: учебное пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения / Л.А. Мурина [и др.]. – Минск: НИО, 2009»,  раздаточный материал, ключи к заданиям, презентация, компьютеры с выходом в сеть Интернет, интерактивные задания,  оценочный лист, схема «Качества успешного человека», надписи со стилями речи, развешанные по углам кабинета.
Ход урока
1.     Организационно-мотивационный этап
Задача этапа: создание психологической готовности класса к уроку, введение в урок.
Форма работы: групповая.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приветствует учащихся, организует их внимание, доброжелательный настрой всех учащихся, приглашает к сотрудничеству.
 Обращает внимание учащихся на портреты известных людей на презентации (Слайд 1).

Предлагает задуматься, что объединяет этих людей, предлагает объединиться в группы, просит определить качества успешного человека. Уточняет, влияет ли на успешность умение красиво говорить?


Внутренне организуются, мобилизуются и настраиваются на работу.
Отвечают на вопросы учителя, в группах выявляют качества успешного человека (активность, целеустремленность, смелость, авантюризм, сила воли, сила духа, настойчивость, терпение, трудолюбие, старательность, вера в себя и др.). Два человека на доске записывают называемые качества.


2.     Этап целеполагания и подготовки учащихся к изучению учебного материала по теме «Коммуникативные качества речи»
Задача этапа: активизировать субъектный опыт учащихся; создать условия для определения личностно значимых целей урока; сформировать познавательный интерес к изучаемому материалу.
Форма работы: фронтальная.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организует мотивацию учащихся. Приглашает задуматься, для каких профессий важно уметь хорошо и красиво говорить, предлагает выбрать профессии из списка на слайде презентации.

- Из указанных на слайде профессий запишите только те, которые предполагают хорошее владение речью.
Экскурсовод,  журналист, Веб – мастер, учитель, менеджер, продавец, воспитатель, юрист, экономист, менеджер, топ-модель, PR – агент, телеведущий, веб-дизайнер, программист, автослесарь, спичрайтер, пластический хирург, политик, спикер, эколог, врач, дворник, строитель, водитель, парикмахер, копирайтер,  повар, бухгалтер, логист,  промоутер, девелопер.
Объясняет значение неизвестных слов.
Выписывают в тетрадь профессии, участвуют в решении поставленной задачи,  делают вывод о важности искусства речи во многих профессиональных сферах.
Объявляет тему урока и приглашает к сотрудничеству в «Лабораторию успеха».
- Какую бы профессию вы ни мечтали бы выбрать для себя – актера, врача, учителя, банкира, адвоката, диджея – вы, конечно же, хотите достичь успеха в своей будущей профессиональной деятельности. Ступенек, ведущих к заветной цели, очень много. Быть по-настоящему успешным можно только тогда, когда умеешь общаться с другими людьми.  Я приглашаю вас в «Лабораторию успеха», работа в которой предоставит вам  возможность усовершенствовать свои речевые умения.
 Создает условия для самостоятельной постановки учащимися личностно значимых целей, которые записываются на доске.
Ставят цели урока. (Повторить и систематизировать знания о коммуникативных  качествах речи, закрепить умение выявлять и исправлять речевые ошибки.)
3.     Этап актуализации имеющихся знаний
Задача этапа: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по актуализации знаний по теме «Коммуникативные качества речи», создать условия для взаимодействия в парах.
Форма работы: парная.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организует актуализацию знаний учащихся, предлагая восстановить определения коммуникативных качеств речи.
- Прежде чем мы начнем подниматься по «ступенькам» нашей лаборатории, необходимо вспомнить коммуникативные качества речи.
Работая в парах, соотнесите качество речи и его определение.
Уместность речи
Знание предмета речи и законов словоупотребления, умение четко и ясно мыслить
Правильность речи
Отсутствие чуждых литературному языку элементов (прежде всего слов и словосочетаний), отсутствие элементов языка, отвергаемых нормами нравственности
Точность речи
Строгое соответствие ситуации, условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностям автора и адресата
Чистота речи
Наличие таких элементов структуры речи, которые усиливают действенность высказывания, поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя, влияют на их чувства и воображение
Выразительность речи
Количественные показатели словарного запаса человека и семантическая насыщенность его словаря
Богатство речи
Соблюдение норм литературного языка
Логичность речи
Умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание


Выполняют предложенное задание на распечатках.

Организует самопроверку.





Проводит коррекцию знаний.
Проверяют выполнение работы по эталону, размещенному на слайде.
Оценивают качество выполнения задания.

Участвуют в коррекции знаний.


4.     Этап закрепления
Задача этапа: создать условия для усвоения сущности знаний о коммуникативных качествах речи.
Форма работы: фронтальная.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Предлагает определить, какие качества хорошей речи иллюстрируют высказывания.
1.     Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни (Д. Писарев).
2.     Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют только о запутанности мыслей (Н. Чернышевский).
3.     Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус (В. Белинский).
4.     Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего – требованием смысла (К. Федин).
5.     Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их (М. Горький).
6.     Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их (А. Чехов).

Устно выполняют предложенное задание.
5. Этап применения знаний
Задача этапа: создать условия для самостоятельного выполнения заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации;  содействовать активной продуктивной деятельности учащихся по изучаемой теме,  содействовать развитию речи и творческого воображения учащихся.
Формы работы: индивидуальная и групповая.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Задает вопрос классу:
- Какое качество речи вы поставили бы на первую ступеньку лестницы успеха? Ответ обоснуйте.
Предлагает поработать над таким качеством речи, как  правильность, письменно выполнив упражнение.

Отвечают на вопрос учителя.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Дайте орфоэпический комментарий к выделенным словам.
1.     Высокая культура разг_ворной и письме(н,нн)ой речи хорошее знание и развит_е чут_я родного языка умение пользова(тся,ться) его выр_зительными средствами самая лучшая опора самое верное по_спорье самая н_дёжная рек_мендация каждого человека в его собстве(н,нн)ой жизни и творч_ской де_тельности. 2. Язык инструмент (не, ни)обходимо хорошо знать его хорошо вл_деть им.3. Если для общения людей (не, ни)обходим язык то для культурного общения (не, ни)обходим как(бы) язык в кв_драте язык культ_вируемый как особое и(с,сс)ку(с,сс)тво язык нормирова(н,нн)ый.

Записывают предложения в тетрадь, решая орфографические и пунктуационные задачи.























Организует взаимопроверку в парах.
Создает условия для актуализации знаний учащихся о типах  норм языка.

- Выразительно прочитайте каждое высказывание. Что их объединяет? Какие качества речи имеются в виду? Над какими нормами вы работали? Назовите известные вам нормы языка.

Проверяют работы друг друга, выставляют отметки в оценочные листы согласно прописанным  в нем критериям.
Отвечают на вопросы учителя.
Обращает внимание на то, что в курсе русского языка в 10 классе учащиеся будут постоянно работать над усвоением языковых норм и предлагает подняться на следующую ступеньку лаборатории успеха.

Предоставляет учащимся право выбора
в выполнении заданий, направленных на формирование точности речи,  различных по уровню сложности  и по форме представления.
Письменное задание. Составьте возможные словосочетания, соединяя слова, данные слева и справа.
1. Закадычный  - друг, приятель, подруга, товарищ, сосед, дружба.
2.     Щекотливый  - вопрос, проблема,  мысль, ситуация, положение.
3.     Неминуемый   - провал, успех, жизнь, смерть, победа, гибель,  встреча.
4.     Скоропостижный   - отъезд, успех, смерть, встреча, победа, кончина.
5.     Мизерный   -  достаток, успех, просчет.
6.     Година  - горькая, грозная, счастливая, прекрасная, желанная,                                
лихая,     светлая, мрачная, трудная, легкая, тяжелая.
7.     Бразды  - правления, руководства.
8.     Изъявлять -  желание, согласие,  сожаление, сомнение, готовность,                                                            протест, одобрение, симпатию.
9.     Утолить  - голод, жажду, желание, боль, печаль.

Интерактивное задание на компьютерах (ноутбуках).
Выполняют выбранное задание на компьютере или в тетради (в последнем случае проверяют себя по карточке для самопроверки). Выставляют себе отметку в оценочный лист согласно критериям.
Организует  выполнение задания, направленное на формирование уместности речи, применяя метод «Четыре угла». Одновременно организует смену статики учащихся (физкультминутка).
 Возьмите конверт, внимательно прочитайте находящееся в нем высказывание, определите, в каком стиле уместно  его употребление, подойдите к тому углу класса, где написано название выбранного вами стиля.
1. Извещаю вас, что вверенной мне лаборатории необходимо закупить новое оборудование. Прошу выделить для этих целей 20000000 (двадцать миллионов) рублей.
2.     Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
3.     Побеждают те, кто идет вперед, к расцвету и изобилию, побеждают те, кто ясно видит будущий день истории; побеждает «давление жизни». (А. Н. Толстой)
4.     Не позволяй душе лениться!
 Чтоб в ступе воду не толочь,
 Душа обязана трудиться
 И день и ночь, и день и ночь! (Н. Заболоцкий)

Осуществляет фронтальную  проверку выполнения задания и коррекцию.
Определяют, в каком стиле речи употребляются предложения и в зависимости от этого  расходятся по углам класса.





























Обсуждают во вновь образовавшихся группах  правильность своего выбора.
Организует работу в группах (класс делится на 3 группы, которые определены заранее). Предлагает выполнить задание на редактирование текста.
- Чем выше мы поднимаемся, тем сложнее идти. Давайте объединимся в группы, чтобы поддержать друг друга на пути  к успеху.
Исправьте сочинение пятиклассницы.
Сочинение-рассуждение
О чем поет ручей
После зимы пришла долгожданная весна. Она дохнула теплым дыханием на поля, луга, леса.
Лес стоит темный, угрюмый. Небо голубое, с розоватыми облачками. Умытое водой ручейков, солнце радостно глядит на землю. А земля еще покрыта снегом. Правда, уже не белым, а темным, серым.
Кое-где проглядываются проталины.  На них первая весенняя травка, первые цветочки. Вот уже и начинает свою песню первый ручей. Еще не распустились первые листочки на деревьях, деревья только начинают просыпаться от долгого зимнего сна. Ручей  еще маленький, но чем больше светит солнце, тем больше становится ручей.  Он поет о раннем весеннем солнышке, о том, что наступила теплая, ласковая весна, о первых птицах, которые скоро прилетят из теплых краев, о том, что скоро распустятся первые зеленые листочки.

Организует проверку выполнения задания.
Выполняют предложенные задания, работая в группах.























Представители от групп читают полученные тексты.  Все внимательно слушают ответы других групп, оценивают работу друг друга по критериям оценки творческих работ.

6.Контрольно-оценочный этап
Задача этапа: выявить качество и уровень усвоения учащимися учебного материала, обеспечить коррекцию знаний и умений учащихся по теме.
Форма работы: индивидуальная.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Предлагает выполнить тест.
1.     Отметьте предложения с речевыми ошибками, возникшими из-за использования паронима в несвойственном ему значении:
а) Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виноватым видом.
б) У студентов начались практичные занятия.
в) Абонемент временно недоступен.
г) Наш завтрак оказался весьма сытным.
д) Однажды со мной произошло анекдотическое событие.

2.     В каких предложениях из-за многозначности слов возникает двусмысленность высказывания?
а) Он обязательно все донесет.
б) Работать без жалоб.
в) В документах допускаются различные ошибки.
г) Мы слушали лекцию преподавателя.
д) Несмотря на серьезные финансовые затруднения в этом году, аэрофлоту удалось удержать поток пассажиров на высоком уровне.

3.     Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости:
 а) достигнуть недостатков;       
 б) причинить радость;       
           в) оказать помощь;
           д) обречен на успех;
           г) одержать победу.

4.     Укажите примеры речевой избыточности (плеоназма):
а) первый лидер;                                  
б) интересный спектакль;                
в) новая премьера;
 г) неожиданно подскочить;
д) временной цейтнот.        

5.     Укажите примеры речевой избыточности (тавтологии):
а) изобразить образ;                              
б) необычный феномен;                    
д) возобновить вновь;
 в) народный фольклор;     
           г) окунуться в океан.

Организует взаимопроверку выполнения теста.
Осуществляет коррекцию, отвечает на вопросы учащихся.
Самостоятельно выполняют тест.













































Обмениваются работами и проверяют друг друга, вносят отметку в оценочный лист согласно предложенным критериям.
Получают разъяснение тех заданий, в которых были допущены ошибки.
6.      Рефлексия
Задача этапа: содействовать развитию способности к рефлексии своей деятельности, формулировке выводов, определению перспектив работы над учебным материалом.
Форма работы: фронтальная.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организует рефлексивную деятельность учащихся, предлагая им продолжить предложения.
Культура речи складывается из …
В моей жизни культура речи нужна для того, чтобы …
На протяжении учебного года я хочу научиться …

Предлагает на каждую букву  слова «УСПЕХ»
написать существительные, исходя из темы урока.



Задает вопрос, достигли ли учащиеся тех целей, которые ставили перед собой в начале урока.
Анализируют результаты своей деятельности на уроке, обозначают перспективы своей дальнейшей деятельности.





Уместность
Содержательность
Правильность
Естественность
Харизма

Определяет объем и содержание домашнего задания
Предоставляет учащимся право выбора домашнего задания (одно задание на выбор).
1.     Напишите эссе «Культура речи в моей будущей профессии». Расскажите, чем вы планируете заниматься и какую роль в вашей профессиональной деятельности будет играть знание норм литературного языка и правил общения.
2.     Выполните упражнение 49.

Воспринимают и осознают содержание домашнего задания.
Организационное окончание  урока. Учащиеся сдают свои оценочные листы.



Словосочетание
или
Почему маленькой Герде
удалось победить Владычицу Царства Холода и Льда?
Цели: повторить изученное о словосочетании, познакомить учащихся с именными и глагольными словосочетаниями, научиться различать данные виды словосочетаний; способствовать пониманию основной идеи сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева».
Ход урока
Я рада приветствовать вас на уроке. На презентации иллюстрации: зима, снежинки, сани, дети, Снежная Королева.
-Внимательно посмотрите на экран.  Какие ассоциации у вас возникают?
(Зима, мороз, холод, снег, снежинки, санки, ледяное царство сказка, холод, красота, праздник)
- А что же мы увидим, если присмотримся внимательнее?
(Все это плавно перетекает в написанные слова)
В, поиски, друг,  по,  Кай,  свой,  мужественная, плутать,  дороги,  девочка,  неизведанный.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы читаете эти слова? (Андерсен «Снежная Королева»)
- Как зовут эту девочку? (Герда)
- Почему она ищет Кая? (Его похитила Снежная Королева. Герда не знает, что с ним произошло, хочет его найти и спасти.)
-Какой у нас сейчас будет урок?
- А вам какой урок больше нравится?
- Я постараюсь учесть ваши желания, ведь в сказке возможно все.  Вы можете получить отметку по русскому языку и заработать дополнительные баллы по русской литературе.
- С  точки зрения русского языка есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл? (Нужно связать слова по смыслу и грамматически)
- Как называются два или несколько слов, связанные по смыслу и грамматически? (словосочетание).
Тема нашего урока: Словосочетание или Почему маленькой Герде удалось победить Владычицу Царства Холода и Льда?
- Над чем в этой теме вам хотелось бы поработать? (Ответить на вопрос по литературе, выписывать словосочетания из предложения, различать словосочетания и не словосочетания, находить главное и зависимое слово, узнать что-нибудь новое о словосочетаниях).
- Я предлагаю вам выписать словосочетания из составленного предложения, указать в них главное слово. Фронтальная самостоятельная работа.
В поисках своего преданного друга Кая плутает по неизведанным дорогам мужественная девочка.
Плутает в поисках, своего друга, преданного друга, плутает по дорогам, по неизведанным дорогам, мужественная девочка.
- Прочитайте словосочетания с главным словом глаголом.
- Это глагольные словосочетания. Слайд.
- Прочитайте словосочетания с главным словом существительным.
- Это именные словосочетания.
- Почему вы не выписали девочка плутает? (это подлежащее и сказуемое).
Оцените выполнение задания по предложенным критериям.
Я предлагаю вам выполнить интерактивное задание, которое поможет вспомнить сюжет сказки «Снежная королева». Вам нужно распределить словосочетания по группам: глагольные и именные.
Оцените выполнение задания по предложенным критериям.
- Молодцы, вы справились с заданием и представили путь, который пришлось преодолеть Герде, чтобы спасти Кая. Маленькая девочка вступает в борьбу со Снежной Королевой. Чем же можно победить волшебство?
- Давайте с вами подберем  словосочетания, которые характеризуют Герду и Снежную Королеву. Поработаем в парах. Каждая пара получает задание, на выполнение которого отводится 2 минуты.
1) подберите и запишите именные словосочетания, характеризующие Герду;
Добрая, смелая, храбрая, отважная девочка; верный друг; любящая Герда; целеустремленный человек; чистое сердце.
2)  подберите и запишите глагольные  словосочетания, характеризующие Герду;
(Не боится препятствий; спасает друга; любит Кая; не помнит обид; не забывает друга; отдает башмачки (самое дорогое); выбивается из сил; не боится мороза)
3) подберите и запишите именные словосочетания, характеризующие Снежную Королеву; ( Злая колдунья ; безжалостная,  бессердечная эгоистичная женщина; жестокий человек ; своенравная дама; корыстная особа; бездушная королева; ледяное сердце)
4)  подберите и запишите глагольные  словосочетания, характеризующие Снежную Королеву. (Похищает Кая; никого не любит; всех морозит; не умеет любить; никого не жалеет; не было тепла; не было света).
Если все составленные словосочетания соответствуют предложенному типу, поставьте 3 балла в оценочный лист по русскому языку.
- Что же противопоставляется в образе Герды и в образе Снежной Королевы? (любовь, верность, дружба и ледяное сердце)
- Какое сердце мы называем ледяным?
- Как удалось маленькой босоногой девочке победить Снежную королеву? В чём же её сила?
Её сердце было очень горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила  любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая  на подвиг, любовь действенная, любовь,  которая   смогла преобразить человека.
- Что является символом этой любви? (Розы, ведь не зря в сказке родители Герды и Кая выращивали розы. Они научили своих детей любить.)
- Я тоже предлагаю вам собрать букет из роз, составив синквейн «Любовь»
Составляем синквейн: любовь. (НА розе)
Домашнее задание: Подготовить ответ на вопрос: «Как Герда помогла Каю стать прежним добрым и ласковым мальчиком?»


                    















Комментариев нет:

Отправить комментарий