Русская литература 10 класс


Читаем А. П. Чехова

А. П. Чехов "Человек в футляре"
http://ilibrary.ru/text/438/p.1/index.html

А. П. Чехов "Ионыч" 













А. П. Чехов "Ионыч" 
http://az.lib.ru/c/chehow_a_p/text_1898_ionych.shtml

А. П. Чехов "Попрыгунья"
http://az.lib.ru/c/chehow_a_p/text_1891_poprygunia.shtml

А. П. Чехов  "Вишневый сад"
http://modernlib.ru/books/chehov_anton_pavlovich/vishneviy_sad/read

Читаем роман Ф. М. Достоевского 
"Преступление и наказание"
История преступления и наказания Родиона Раскольникова
(день за днем):
день первый — часть первая, гл. 1, 2;
день второй — часть первая, гл. 3—5;
день третий — часть первая, гл. 6, 7;
день четвертый — часть вторая, гл. 1, 2;
день восьмой — часть вторая, гл. 3—7 и часть третья, гл. 1;
день девятый — часть третья, гл. 2—б и часть четвертая, гл. 1—4;
день десятый — часть четвертая, гл. 5—6;
день тринадцатый — часть шестая, гл. 1—6;
день четырнадцатый — часть шестая, гл. 7—8;
спустя полтора года — эпилог романа.

Петербург Достоевского:
пейзажи — часть первая, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); часть вторая, гл. 1 (подчеркнутое повторение предыдущей картины); часть вторая, гл. 2 («великолеп¬ная панорама» Петербурга); часть вторая, гл. 6 (вечерний Петербург); часть пятая, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова); часть шестая, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).
сцены уличной жизни — часть первая, гл. I (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); часть вторая, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); часть вто¬рая, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увесели¬тельного» заведения); часть вторая, гл. б (сцена на ...ском мосту); часть пятая, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).
описания-интерьеры — часть первая, гл. 3 (каморка Раскольникова); часть первая, гл.- 2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); часть первая, гл. 2 и часть вторая, гл. 7 («проходной угол» Мармеладова); часть четвертая, гл. 4 (комната — «сарай» Сони); часть шестая, гл. 3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов).

 Лужин и Раскольников
Перечитайте следующие эпизоды романа, выпишите тезисы-цитаты и подумайте над вопросами:
1. Кто такой Лужин?
Часть первая, гл. 3 (мать Раскольникова о Лужине).
«...Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал. Правда, ему уже сорок пять лет, но он довольно приятной наружности и еще может нравиться женщинам, да и вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный... например, при втором визите, уже получив согласие, в разговоре он выразился, что уж и прежде, не зная Дуни, положил взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение; потому, как объяснил он, что муле ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля».
Вопросы. Кто такой Лужин? Какие рассуждения в письме матери о Лужине привлекли ваше внимание? Какие мысли и чувства они породили? Почему? Какое впечатление, складывается у читателя о Лужине?
2. Взгляды Лужина.
Часть вторая, гл. 5 (первая встреча Раскольникова с Лужиным).
«Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби» и я возлюбил, то что из этого выходило? — продолжал Петр Петрович...— выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближ¬ним и оба мы оставались наполовину голы... Наука же говорит: возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обде-лаешь как следует и кафтан твой останется цел...»
Раскольников: «— А доведите до последствий, что вы давеча проповедывали, и выйдет, что людей можно резать...»
Вопросы. В чем сущность взглядов Лужина? Согласны ли вы, что «теория» Раскольникова близка его взглядам? Чем?
3. Лужин «показывает» себя.
Часть четвертая, гл. 2, 3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге).
(Далее цитаты-тезисы выписывает сам автор реферата). Вопросы. Сопоставьте поведение Дуни и Лужина в сцене их объяснения. Какие мысли рождает у вас это сопоставление?
4. Задуманная и сорвавшаяся подлость.
Часть пятая, гл. 1, 3 (размышления Лужина после разрыва с Дуней; сцена ка поминках Мармеладова).
Вопросы. Что нового в характере Лужина раскрывают его размышления после разрыва с Дуней и решение, которое он принял и осуществил? Почему Лужин больше не появляется в романе? Какова его роль в идейно-художественном содержании романа?

 Свидркгайлов и Раскольников (план, тезисы-цитаты и вопросы).
1. Первые сведения о Свидригайлове.
Часть первая, гл. 3 (из письма матери Раскольникова). Вопросы. Кто он такой? Что мы еще узнаем о нем в этой главе?
2. Первая встреча Раскольникова со Свидригайловым.
Часть четвертая, гл. 1,2 (первая встреча).
Вопросы. Как Лужин характеризует Свидригайлова? Почему Свидригайлов утверждает, что с Раскольниковым они «одного поля ягоды»? Прав ли он?
3. Свидригайлов о самом себе.
Часть шестая, гл. 2—6.
Вопросы. Можно ли утверждать, что Свидригайлов лишен нравственных устоев и живет по принципу «все позволено»? Есть ли «общие точки» у Раскольникова и Свидригайлова?

Некоторые итоги. Раскольников и Свидригайлов умны и наблюдательны; совпадают и их отношения к Петербургу; одинаково презирают Лужина; оба в женщине ценят самопожертво-вание... Однако это сходство и взаимный интерес не затрагивает их чувств: Раскольников испытывает глубокое отвращение к Свидригайлову — «грубому злодею», «развратнику и подлецу».
А все же их тянет друг к другу! Свидригайлову Раскольников «любопытен», а для Раскольникова Свидригайлов интересен как человек, совершивший столько злодеяний и сумевший заглушить в себе голос совести.
Оба они преступники. Но, как говорит автор, «даже злодейство не могло у них быть одинаково»: Раскольников сохранил в себе человечность и испытывает жесточайшие муки совести, в то время как Свидригайлов лишен нравственных устоев, морально опустошен.
Итак, Лужин и Свидригайлов, «сильные мира сего» живут и действуют по принципу «все позволено», т. е. по существу следуют теории Раскольникова. Только у него она облекается в гу-манистическую оболочку рассуждений о борьбе за человеческое счастье, а у «сильных мира сего» откровенно бесчеловечна, цинична.

Соня Мармеладова и Раскольников.
1. Судьба Сони Мармеладовой.
Часть первая, гл. 2 (Исповедь Мармеладова); часть третья, гл. 4. (Первая встреча Раскольникова и Сони); часть четвертая, гл. 4 (Раскольников у Сони).
В о п р о с ы. Во имя чего «переступил» Раскольников и во имя чего — Соня? Как реагирует Соня на те обстоятельства, в которые ее ставит жизнь? Что показалось герою «странным» в Соне и почему? В чем вас убедили ответы Сони на вопросы Раскольникова? Чем объяснить ее глубокую религиозность?
2. Признание.
Часть пятая, гл. 4 (Второе посещение Сони Раскольниковым).
В о п р о с ы. О каких мотивах убийства говорит Раскольников? Как воспринимают жестокую жизненную правду Раскольников и Соня? Чем объяснить их разные позиции?
3. Смиряется ли Раскольников?
Часть шестая, гл. 6 (Прощание с родными); часть шестая, гл. 8. (Раскаяние).
Вопросы. Чем вызвано решение добровольно сознаться в преступлении? Как сам Раскольников понимает возможность смирения и смиряется ли?
 Итоги.
Эпилог, гл. 2. (Возрождение надежд).
Вопросы. Как подействовало на Раскольникова пребыва¬ние Сони на каторге? Как вы ответите на вопросы, которые задает себе Раскольников об отношении каторжников к нему и к Соне?
Как Достоевский отвечает на вопросы: «Как уничтожить зло на земле? Где путь к человеческому братству?».



Читаем поэму Н. А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо» 

Вопросы и задания для обсуждения «Пролога»

1.           В чем суть спора между мужиками? Какую клятву дают они в конце «Пролога»? («В домишки не ворочаться… покуда не доведают… кому живется счастливо, вольготно на Руси?»)
2.           Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»? (Фантастические элементы русских сказок; число семь; народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования и др.)
3.           Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период?
4.           Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» — это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»
1.           Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?
2.           Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
3.           Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?
4.           Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?
Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»
1.           Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
2.           Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?
3.           Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?
4.           Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?
5.           Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

Прослушате отрывок из поэмы. 
"РУСЬ"
Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева
А. Н. Островский "Гроза"
Л. Н. Толстой "Война и мир"
"
">
ЧИТАЕМ ПЕРВЫЙ ТОМ
Первая часть. Петербург. Великосветский салон
Великосветский салон (званый вечер)... Высшие круги свет­ского общества — придворные, сановники, военные — приезжают отдохнуть, развлечься, узнать новости, обменяться мнениями, попросить об услуге... Гости внимательны друг к другу, мирно беседуют о политике, о положении России, но у читателя посте­пенно складывается впечатление, что внимательность, добро­желательность, глубокомысленные разговоры — это маска. Здесь все только кажется: кажется, что князя Василия Курагина вол­нует состояние здоровья хозяйки; кажется, что княгиня Друбец-кая с интересом слушает рассказ виконта; кажется, что Элен Курагина не только красива, но и умна... На самом деле здесь все фальшиво: внешняя форма скрывает эгоистическую расчет­ливость, равнодушие ко всему, кроме собственных целей и ин­тересов, политическую ограниченность, грубость и глупость этих людей.
Лишь Пьер Безухов и Андрей Болконский не похожи на «приличьем стянутые маски».
Задание   шестое. Ответьте на вопросы:
   Почему кн. Василий появился в салоне первым? Что можно сказать (и что говорит сам автор) об манере речи Василия Курагина и хозяйки салона?
   Каковы темы разговора в салоне? С чем сравнивает Тол­стой салон и его хозяйку?
   Что можно сказать (по первым впечатлениям) о Пьере Безухове и князе Андрее Болконском?
       Кто привлек ваше внимание в этих главах? Чем именно? Задание седьмое. Москва. Ростовы и Болконские. Расскажите кратко:
   о взаимоотношениях в семье Ростовых и Болконских;
   эпизоды борьбы за наследство графа Безухова;
  о Наташе-девочке. Ответьте на вопросы:
  В повести «Детство» Л. Н. Толстой писал: «...В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет  его, то обыкновенно;   если  портит  его, то  оно дурно».
Как используется эта деталь портрета для характеристики персонажей?
  Как через внешний облик художник раскрывает своеобразие характеров персонажей (например, отца, сына и дочери Болконских; членов семьи Ростовых и др.)?
  Можно ли слово «мир» в заглавии эпопеи отнести к сценам   первой части первого тома? Почему?
Вторая и третья части. От Шенграбена до Аустерлица
Задание  восьмое. Ответьте на вопросы:
    Что открыл вам эпизод Шенграбенского сражения в рома­не Л. Толстого? Захватил ли он вас? Чем?
    Чем особенно интересны Тимохин и Тушин? Почему автор подчеркивает невоенную, даже неказистую внешность Тушина, неприметность Тимохина?    Почему под Аустерлицем русская армия потерпела пора­жение? Как на этот вопрос отвечает Л. Толстой?

Комментариев нет:

Отправить комментарий