вторник, 11 ноября 2014 г.


Этимологическая страничка
     В слове приду звук [и] относится к корню. Но тогда что же такое приставка? Ведь пр- приставки не бывает. Оказывается, в древности наши предки говорили прииду. А потом произошло стяжение двух гласных.
           Слово миллион придумал венецианский купец Марко Поло. В 13 веке юноша вместе со своим отцом отправился во владения монгольского хана и провел там 17 лет. вернувшись на родину, он много рассказывал о чудесах Востока и его несметных богатствах. Чтобы передать, как богаты восточные вельможи, Марко повторял: «Миллионе!» миле по-итальянски – тысяча. Конечное –оне играет в итальянском языке ту же роль, что русский суффикс –ищ. Значит, миллионе – это большая тысяча, тысячища, тысяча тысяч. Кстати, лингвисты полагают, что наше слово тысяча когда-то означало «тучная» (то есть большая) сотня. (Э.Вартаньян)
       Можно ли выделить суффикс в слове дача? С точки зрения современного русского языка – нет. А вот раньше дело обстояло иначе.Сейчас дача – это дом за городом. А в старину это слово служило для обозначения того, что дают.Русские цари раздавали людям, которые служили, земли. И это называлось дача – то, что дали. Постепенно суффикс –ч- так прирос в этом слове к корню да-, что его перестали выделять. Так образовался корень дач-, который мы выделяем в словах дачный, дачник, дачевладелец.
       Слова ведьма, медведь и невежда произошли от одного и того же глагола ведать, то есть  «знать». Ведьма – «знающая, знахарка». Когда-то это слово не имело неодобрительного смысла. Ведьма знала целебные травы, знала, как помочь больным людям. А когда появились сказки про злых ведьм, то слово изменило смысл. Медведь – «зверь, который ведает мед». А невежда – «мало знающий человек», который  к тому же и не хочет больше знать.
  Раньше –ся называли частицей. Но частица – это слово, которое пишется с другими словами раздельно, - ся же имеет все признаки, присущи суффиксам. (Н.Шанский)
              Греческое слово морфема происходит от арабского маъреф “форма, лик, то, по чему мы опознаем вещи”, производного от глагола ъараф “узнать, опознать, знать”. Греки читали это арабское слово и в обратную сторону, получая слово форма. Отсюда морфология – “учение о формах».
       Латинское слово флексия происходит от обратного прочтения арабского халаф “следовать позади”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий